• Похожие новости

«Hürriyet Daily News»: Оттомания, скульптурофобия и повестка дня консерваторов

«Hürriyet Daily News»: Оттомания, скульптурофобия и повестка дня консерваторовСтатья Мустафы Акйоля, опубликованную в турецкой «Hürriyet Daily News & Economic Review», с некоторыми сокращениями:

В последние несколько дней турецкие СМИ были наводнены двумя интересными спорными вопросами, которые подвергли испытанию толерантность консервативного лагеря.

Первая дискуссия была о новом телесериале под названием «Век Великолепного». Это драма о личной жизни Сулеймана Великолепного, правившего Османской империей в 16-м веке, в зените ее могущества. В анонсах фильма были сцены того, как султан пьет вино, а также интимные моменты.

Нормальные для безвкусной, гоняющейся за рейтингом мыльной оперы, эти сцены разозлили некоторых религиозных консерваторов, которые видят в Османской империи исламский золотой век. С твердой убежденностью в нетленном благочестии Османской династии эти исламские группы прошлись шествием в Стамбуле в знак протеста против драмы еще до ее выхода. Тем временем, десятки тысяч призвали Верховный совет по радио и телевидению запретить это «издевательство над нашими османскими предками». Что еще хуже, заместитель премьер-министра Бюлент Арынч сделал публичное замечание, раскритиковав фильм и сказав: «Что должно быть сделано, будет сделано».

Полицейский контроль мысли?

К счастью, первый эпизод сериала вышел в эфир в минувшую среду, и напряжение немного унялось. Турки, вероятно, смогут посмотреть и остальное. Тем не менее, консервативная реакция на эту драму выявила проблемы, над которыми стоит задуматься.

Первая проблема заключается в чрезмерной идеализации Османской империи. Читатели этой колонки знают, что я тоже очень уважаю ушедшее государство – в основном за его плюрализм. Однако реалистичное уважение отличается от романтического обожания. С точки зрения мусульман османы были хорошими «слугами ислама», но они были также людьми с грехами и соблазнами. Немало османских султанов, например, действительно любили пить много вина. И хотя их гарем не был местом для оргий, заполнивших фантазии некоторых ранних востоковедов, он также не был монастырем без секса.

Более важной проблемой является готовность некоторых консерваторов запретить то, что им не нравится. Они, конечно, имели право критиковать фильм или даже организовать акции протеста против него. Но просить у государственного учреждения снять его с экранов переходит все границы. Это становится явным проявлением авторитарного мышления.

Некоторые комментаторы в турецкой прессе отметили сходство консерваторов с кемалистами. Последние делают то же самое в отношении Ататюрка: они описывают его как идеального, сверхчеловеческого лидера без ошибок и недостатков. И когда они видят фильм или книгу, отличающиеся от этого сюрреалистического представления, то открывают судебные дела, чтобы запретить их. Закон, устанавливающий уголовную ответственность за «оскорбление Ататюрка», указывает именно на полицейский контроль мысли.

Охота на статую?

Вторым публичным спорным вопросом в эти дни был «Памятник человечеству», который стоит недалеко от города Карс с 2009 года. Созданный видным турецким художником Мехметом Аксоем, этот памятник считается месседжем примирения, обращенным к Армении, откуда видна эта огромная 35-метровая статуя.

Тем не менее, в ходе недавнего визита в Карс премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал памятник «странным» и сказал, что его нужно снести. Министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу поддержал его, сказав, что «памятник не вписывается в архитектурную текстуру Карса».

Я признаю право Эрдогана и Давудоглу не любить памятник – я тоже не влюблен в него, но я не думаю, что они должны призывать снести его. Только жители Карса должны иметь право решать, хотят ли они сохранить памятник или нет. Эстетические предпочтения политиков могут просто не быть национальным критерием.

Помимо политического аспекта, этот спорный вопрос в Карсе, наверное, проливает свет на культурное отвращение некоторых мусульман-консерваторов к искусству скульптуры. Один исламский режиссер недавно пояснил это на экране телевизора, сказав, что «любая форма скульптуры просто запрещена в исламе».

Я позволю себе не согласиться. То, что запрещено в исламе, так это идолопоклонство. Ранняя мусульманская традиция, как и иудаизм, распространила это на все высеченные изображения и статуи, опасаясь, что они будут поощрять идолопоклонство. Однако сейчас мы живем в другое время, когда люди строят статуи не для того, чтобы поклоняться им, а в художественных и культурных целях, например, для передачи месседжа примирения, как это делает «Памятник человечеству».

А потому Эрдоган должен оставить этот памятник. И консерваторы должны начать понимать, что они не могут навязывать свои ценности с помощью государственной власти. Они могут лишь предложить их в пределах данной им свободы.
926 0 13-01-2011

Комментарии к фильму (0)

Комментариев нет
Комментариев нет. Но Вы можете стать первым!

Добавление комментария

  • Имя:*
  • E-Mail:
  • Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Введите два слова с изображения:*